+1.26
Рейтинг
0.80
Сила

Юрий Николаевич Жуков

АМАК-система и её место в земледелии

АМАК-система и её место в земледелии

АМАК-система – это самоходный завод, предназначенный для производства зерна, овощей и различных технических культур на больших равнинных угодьях в сотни и тысячи гектаров (www.amak-sistema.ru). Земледелие на основе АМАК-систем (заводов) можно назвать «заводским», в отличие от современного «тракторного» на основе тракторов, комбайнов, автомобилей и иной земледельческой техники. Если в тракторном земледелии поле обслуживают несколько автономных устройств, которые могут работать на полях с различным ландшафтом, то в заводском земледелии поле обслуживает одно устройство (АМАК – автоматизированный мостовой агротехнический комплекс), который может работать на поле только с ровным ландшафтом. В тракторном земледелии пути мобильных устройств и транспортные коммуникации пространственно мало упорядочены, а сами устройства не электрифицированы и не автоматизированы. В заводском земледелии АМАК движется по постоянным колеям в челночном режиме, транспортные коммуникации пространственно упорядочены, а сам АМАК электрифицирован и автоматизирован. В тракторном земледелии современные технические новинки с трудом находят применение (электрические, электромагнитные и лазерные устройства борьбы с сорняками и вредителями растений, системы автоматического контроля и управления орошением, устройства точного позиционирования орудий труда и т. п.), в то время как в АМАК все эти новинки находят быстрое и массовое применение. Есть маленький «нюанс» – тракторное земледелие существует давно и повсеместно на Земном шаре, а АМАК-система пока лишь проект.

Проект АМАК-системы был готов в 1977 году, но и сегодня на полях нет ни одной АМАК-системы. Не изготовлен даже опытный экземпляр. Всё производство зерна, овощей и различных технических культур сегодня в мире осуществляют с помощью тракторов, комбайнов и автомобилей. Вся эта техника использует двигатели внутреннего сгорания и моторное топливо. Этой техникой управляют миллионы трактористов, комбайнёров и шоферов. Весь мир так работал, работает и собирается работать. Хорошо это или плохо? Это хорошо, потому что вся техника выпускается серийно и является сравнительно недорогой (по сравнению с военной техникой); моторное топливо научились выкачивать из-под Земли и сжигать в двигателях внутреннего сгорания; учёных, инженеров, техников и рабочих давно и успешно готовят сотни вузов и средних учебных заведений; тысячи сельскохозяйственных династий трактористов, комбайнёров и шоферов гордятся своими отцами, дедами и прадедами; чиновники и министры от сельского хозяйства довольны своими тёплыми креслами и стабильными зарплатами. Плохо это, потому что ежегодно сжигаются миллионы тонн моторного топлива; выбрасываются в атмосферу миллионы тонн углекислого газа, вредного для людей, животных, птиц, насекомых и климата; производительность и комфортность непосредственного живого труда в земледелии находятся на уровне прошлого столетия и практически не меняются. Можно оставить всё, как есть, но уже сегодня в каких-то особых случаях можно было бы перейти от тракторного к заводскому земледелию на основе АМАК-систем. Рассмотрим эти случаи и посмотрим, что это даст и надо ли это делать.

1. Переход от тракторного земледелия к заводскому на основе АМАК-сисием при производстве, например, зерна даст многократное повышение урожайности. В своё время академик ВАСХНИЛ (нынче Россельхозакадемия в составе РАН) Василий Николаевич Ремесло, всю жизнь занимавшийся исследованием и выращиванием пшеницы, высказал мнение, что урожайность её может достигать до 25 тонн с гектара (!), но для этого ей надо создать необходимые условия для нормального роста. Средняя урожайность пшеницы в мире составляет 3,14 тонны с гектара (данные Международного независимого института аграрной политики за 2008 – 2015 годы). Такая низкая урожайность пшеницы обусловлена тем, что в тракторном земледелии поверхностный слой почвы многократно утрамбовывается и укатывается многочисленной самоходной и прицепной техникой, практически не применяется искусственное орошение и не ведётся борьба с вредителями растений в процессе их вегетации (авиация применяется крайне редко и на незначительных площадях). В заводском земледелии на основе АМАК-систем указанных недостатков нет: поверхностный слой почвы не уплотняется ничьими ходовыми частями; каждое растение индивидуально по всему полю дозированно в автоматическом режиме орошается в течение всего вегетационного периода; при необходимости, борьба с вредителями растений ведётся в любое время суток по всему полю и с помощью электромагнитных, электроискровых, лазерных и иных методов и устройств, не использующих ядохимикаты. При переходе всего мирового производства зерна в режим заводского земледелия на основе АМАК-систем можно повысить среднюю урожайность зерна в мире до 10 тонн с гектара – как минимум, а возможно и выше.

2. Переход от тракторного земледелия к заводскому на основе АМАК-систем только в производстве зерна может экономить ежегодно 130 млн тонн моторного топлива, не сжигая его в двигателях внутреннего сгорания и не выбрасывая в атмосферу 390 млн тонн вредного углекислого газа. Расчёт сделан из предположения, что в мире каждый год производится примерно 2600 млн тонн зерна (данные ФАО ООН), на производство одной тонны зерна расходуется в среднем 50 кг моторного топлива (в Белоруссии – 51,3 кг; в США – 114,3 кг, в России – 37,5 кг – данные из интернета), при сгорании одной тонны моторного топлива в атмосферу выделяется примерно 3 тонны углекислого газа. Для наглядности: 130 млн тонн моторного топлива – это грузовой поезд длинной в 24000 км (длина окружности Земного шара по экватору 44075 км), с двумя миллионами вагонов, при этом в цистерне каждого вагона находится по 65 тонн моторного топлива. Не слабо. АМАК-система не потребляет ни одного килограмма моторного топлива, является полностью электрифицированным предприятием (заводом) и его электродвигатели не выбрасывают в атмосферу ни грамма углекислого газа.

3. При переходе от тракторного на заводское земледелие, может быть существенно снижена энергоёмкость производства зерна. При сжигании в моторах тракторов, комбайнов и автомобилей 50 кг моторного топлива (как уже сказано выше, именно столько требуется для производства одной тонны зерна) получаем 2300 МДж энергии – 690 МДж механической (на валах двигателей) и 1610 МДж тепловой, выбрасываемой бесполезно в атмосферу. Это следует из того, что КПД двигателей внутреннего сгорания равен примерно 0,3. В заводском земледелии на валах электродвигателей АМАК-системы для производства такой же тонны зерна будет тратится тоже 690 МДж механической энергии, а тепловой, излучаемой в атмосферу, – только 76,7 МДж. Это следует из того, что КПД электродвигателей равен примерно 0,9. Таким образом, для производства одной тонны зерна в тракторной системе земледелия тратится 2300 МДж, а в заводской на основе АМАК-систем в три раза меньше – только 766,7 МДж. Это значит, что при переходе всего зернового производства в мире с тракторного на заводское земледелие будем экономить 1533,3 МДж энергии на каждой произведённой тонне зерна. На всём произведённом зерне в 2600 млн тонн можно сэкономить энергии почти 4 млрд ГДж (1112 млрд кВт·ч). Нас – людей на Земле – примерно 7,8 млрд человек. На каждого придётся по 0,513 ГДж ( 142,6 кВт·ч) сэкономленной энергии ежегодно. Если электроплитку мощностью в 1 кВт каждый житель Земли будет включать на один час в день, то это можно делать 142 дня подряд. Вот это будет настоящим энергосбережением.

Кроме зернового производства, заводское земледелие на основе АМАК-систем может быть использовано при производстве и других технических культур: картофеля, капусты, хлопка, льна и других, но это выходит за рамки данной статьи и может быть рассмотрено отдельно. Приоритет рассмотрению именно зернового производства отдан потому, что оно в наибольшей степени подготовлено для заводского земледелия на основе АМАК-систем. Современное зерновое производство ведётся, как правило, на больших равнинных угодьях в сотни и тысячи гектар, а именно это и требуется для АМАК-систем. Лучшие зерновые фермы, получающие по 10 тонн зерна с гектара, насыщены техникой, имеют высокую энерго- и металлоёмкость в расчёте на гектар обрабатываемого угодья, а именно это и характерно для АМАК-систем и не будет в новинку для таких ферм. Согласно рекомендациям ФАО ООН, необходимо производить по одной тонне зерна на каждого жителя (не только для приготовления хлеба и хлебобулочных изделий, но и для скармливания скоту для получения животноводческой продукции – мяса, яиц, молока). Сегодня в среднем на каждого жителя Земли приходится по 0,33 тонны, т. е. в 3 раза меньше, чем требуется. Не удивительно, что в некоторых странах люди голодают и даже умирают от голода (каждый день в мире умирает 18000 детей от голода и недоедания – данные ООН). Это дико, бесчеловечно и недопустимо. Сельскохозяйственное производство и техника этого производства должны быть приоритетными для человечества. Пока приоритетной является военная техника. Сегодня ни один солдат, и тем более генерал, не умер от голода и недоедания (от переедания может быть и умер). Если завтра на Земле в одночасье исчезнет вдруг вся военная техника – это будет великим счастьем для всего человечества. А если исчезнет сельскохозяйственная техника – будет катастрофа, голод и гибель человечества. Гонку вооружения может остановить только ООН – авторитетная международная организация, собственно для этого в своё время и созданная. К сожалению, не останавливает. Только ООН сможет инициировать Правительства к переходу в зерновом производстве от тракторного к заводскому земледелию на основе АМАК-систем. К сожалению не инициирует, и более того – вряд ли знает о заводском земледелии и АМАК-системе.

42 года лежит «под сукном» российский проект АМАК-системы без движения и реализации на практике. За это время в США, России, Франции, Германии и других развитых странах построено сотни и тысячи военных самолётов, подводных лодок, ракетных пусковых установок и прочей техники, но не построено, хотя бы для пробы (вдруг автор АМАК-системы фантазирует) ни одной АМАК-системы, даже упрощенной и опытной. На военную технику ежегодно в мире тратятся сотни миллиардов долларов, а на АМАК-систему не потрачено ни цента. С ума сошло, что ли, человечество и его Правительства в милитаристском угаре? А ведь ядерную кнопку можно и случайно нажать. После этого заводское земледелие с его эффективными АМАК-системами можно не строить и не внедрять – будет некому и не для кого.

Краткие выводы

1. Заводское земледелие на основе АМАК-систем целесообразно внедрять на больших равнинных угодьях размерами в сотни и тысячи гектар для производства массовой растениеводческой продукции, например, зерна, а современное тракторное земледелие должно обслуживать средние и небольшие угодья с неспокойными ландшафтами для выращивания любой растениеводческой продукции.
2. Переход от тракторного земледелия к заводскому на основе АМАК-систем только в зерновом производстве мира увеличит среднюю урожайность зерна, как минимум, в 3 раза (от 3,14 т/га до 10 т/га); будет экономить по 130 млн тонн моторного топлива ежегодно; сократит выбросы в атмосферу углекислого газа на 390 млн тонн ежегодно; снизит энергоёмкость производства зерна в 3 раза (с 2300 МДж/т до 767 МДж/т); сэкономит 4 млрд ГДж энергии.
3. ООН, как авторитетная международная организация, должна активизировать свою деятельность для снижения опасной и ресурсоёмкой гонки вооружений в мире, добиться увеличения финансирования сельского хозяйства и его техники, инициировать Правительства всех стран переходить на заводское земледелие с использованием АМАК-систем на больших равнинных угодьях, на миллионах гектарах пустующих и неосвоенных землях степей и пустынь.

Ю. Жуков, Томск, 09.08.2019Эмблема АМАК-системы

Рекомендации Правительству России и АМАК-система

Рекомендации Правительству России и АМАК-система

Эксперты ООН рекомендуют Правительству России (как и всем Правительствам других стран) до 2030 года на 45% снизить выбросы в атмосферу углекислого газа (по сравнению с 2010 годом) и к 2050 году 85% всей вырабатываемой в стране энергии производить за счёт возобновляемых источников энергии – энергии Солнца, ветра, движения воды и геотермального тепла Земли.

Как выполнить рекомендации экспертов ООН – пусть думает Правительство, но маленькую подсказку ему можно сделать: всё производство зерна в России надо сделать не с помощью существующей тракторной системы земледелия, а с помощью заводского земледелия на основе АМАК-систем (www.amak-sistema.ru).

АМАК-системы не потребляют моторное топлива, а следовательно не выбрасывают в атмосферу углекислый газ. АМАК-системы используют возобновляемый источник энергии – энергию Солнца.

Для производства зерна в России используют тысячи тракторов, комбайнов, зерновозов, погрузчиков, в которых работают тысячи двигателей внутреннего сгорания и каждый из них выбрасывает в атмосферу углекислый газ с различными вредными примесями. С переходом на АМАК-системы это безобразие прекратится полностью, и рекомендация экспертов ООН, применительно для зернового производства, будет выполнена не на 45%, а на все 100%.

Вся техника, применяемая в России при производстве зерна, использует не возобновляемый источник энергии – нефтепродукты. АМАК-системы для выполнения всех технологических процессов использует только солнечную энергию, являясь энергетически автономной производственной системой. С переходом на АМАК-системы в зерновом производстве России будет использоваться только возобновляемая энергия Солнца, и не 85%, как рекомендуют эксперты ООН, а все 100%.

С 1977 года автор АМАК-системы многократно обращался к Правительству сначала СССР, а потом и России выделить финансирование для постройки хотя бы опытной АМАК-системы и попробовать использовать её в зерновом производстве. Все обращения были игнорированы.

Сегодня к Правительству России обратились эксперты ООН снизить выбросы углекислого газа и переходить на возобновляемые источники энергии. Если все предложения автора АМАК-системы для Правительства России были неубедительными, то может быть рекомендации экспертов ООН заставят обратить внимание на АМАК-системы.

Ю. Жуков (Томск, 19.07.2019)

АМАК-система в исторической перспективе

АМАК-система в исторической перспективе

Не знаю, как с точки зрения официальной сельскохозяйственной науки классифицировать исторические этапы развития техники земледелия, но я бы выделил три этапа. Первый – этап примитивной техники. Он начался в глубокой древности от применения земледельцем «палки-копалки» и закончился с появлением первого трактора. Второй этап – тракторное земледелие, которое началось с появления тракторов и распространено сегодня повсеместно. Третий этап – заводское земледелие, когда растениеводческая продукция производится электрифицированными и автоматизированными заводами. Первый шаг в этом направлении сделал английский инженер Халкотт ещё в 1861 году, поставив на два паровоза металлическую ферму и подвесив на неё плуги. Этот метод земледелия назвали «мостовым», поскольку ферма представляла мост, опорами которого служили паровозы. К сожалению, построить своё устройство Халкотту не удалось, и о мостовом земледелии забыли.

Случайно, а может и не случайно, идея мостового земледелия пришла в голову молодому учителю из подмосковья Михаилу Правоторову, который в 1931 году, не зная ничего о Халкотте, предложил проект «Мостового стана», реализующего идею мостового земледелия. Со своим проектом он стал «носиться» по различным московским инстанциям, предлагая его построить и применить на деле. Народный комиссариат земледелия одобрил идею, выделил даже какие-то деньги на строительство мостового стана Правоторова, но вскоре дело заглохло, поскольку официальная наука ВАСХНИЛа высказалась категорически против мостового земледелия. Правоторов начал искать «правду-матку», требовать внимания к своему изобретению, перешел дозволенные границы чиновничьих инстанций и на 8 лет угодил в места не столь отдалённые. Вернувшись в Москву, затих, но не сдался. Я встречался с ним в 1981 году на его маленькой московской квартирке, слушал его жесткие в адрес советских чиновников слова и беспощадную критику в адрес ВАСХНИЛа. Вскоре Михаил Правоторов умер тихо и никому не известным изобретателем мостового стана. Прощаясь со мной, он заговорщически тихо поведал, что все свои записи и чертежи уложил в алюминиевый бидон, залил его воском и закопал в одном из московских дворов.

После Правоторова появлялось ещё несколько проектов устройств мостового земледелия. Так, например, в 1951 году польский инженер Болислав Свецкий предложил проект мостового устройства для производства зерновых. В его проекте вместо двух паровозов используется один электровоз, устройство электрифицировано, орудия труда подвешены не на одну ферму, а на два «крыла» электровоза. Параллельно с железнодорожным путём проложен оросительный кана, а также контактная линия электропередачи, которая используется так же, как в современном троллейбусе. На своё мостовое устройства Болеслав Свецкий получил патент (№ 36445, кл. 45а, 5/00, 1951).

В 1977 году советский радиоинженер Юрий Жуков, используя методы телевизионной автоматики, конечно же не зная о проектах Халкотта, Правоторова и Свецкого, предложил проект «АМАК-система», в котором так же используется метод мостового земледелия. На свою АМАК-систему он получил 13 авторских свидетельств на изобретения (№ 884598, № 852198, № 906429 и др.). Получив на свой проект одобрение расширенного Учёного совета Томского университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), где он работал, Юрий Жуков, как и Правоторов, стал «носиться» со своим проектом по разным инстанциям в поисках финансирования для реализации проекта «в металле» и для его внедрения для начала в зерновом производстве страны. Предложение ТУСУРа о целесообразности внедрения АМАК-системы пролежало более года в Томском обкоме КПСС и при полном безразличии Лигачёва Е. К. (в ту пору первого секретаря) вернулось в ТУСУР без каких-либо комментариев. Жуков, при поддержке ТУСУРа, в период с 1980 по 1990 годы обращался и в ЦК КПСС, и в ВАСХНИЛ, и в Госкомитет по науке и технике, и в Минсельхоз, докладывал на Всесоюзных конференциях, но проект АМАК-ситсемы и по сей день остался только проектом. На каком-то этапе своих «хождений по мукам» Жуков вспомнил о Правоторове, о его жизни в местах не столь отдалённых, и попытался забыть свою АМАК-систему. Ушел с головой в свою педагогическую работу, ничего общего не имеющую ни с мостовым земледелием, ни с сельским хозяйством вообще. Вспомнились ему и слова бывшего министра сельского хозяйства СССР В. К. Месяца: «… АМАК-система – это проблема не техническая, а политическая».

Давайте разберёмся, уважаемый читатель, – может быть всё правильно делается. Может быть не стоит заниматься мостовым земледелием вообще и АМАК-системой в частности? Для начала, используем метод квалиметрии и на качественном уровне сравним существующую тракторную систему земледелия с предлагаемой заводской на основе АМАК-систем. Результаты представлены в таблице 1.

Как следует из таблицы 1, по 10 важным показателям тракторная система земледелия получила оценку между «плохо» и «очень плохо», а АМАК-система – твёрдую пятёрку! Наверняка найдётся читатель, которому будет интересно сравнить эти системы по другим показателям, например, по капитальным затратам. Да, конечно, по этому показателю АМАК-система пятёрки не получит. Тракторы и вся тракторная техника выпускаются более века и серийно. АМАК-системы надо начинать делать с нуля, а всё, что делается с нуля, всегда дороже. Томас Эдисон, например, для внедрения в производство своей лампочки накаливания потратил 10 тыс. долларов, а сегодня за один доллар можно купить пять точно таких же лампочек, но серийных.

Предвижу, что внимательный и заинтересованный читатель может задать «каверзный» вопрос: « То, что раньше в СССР, а сегодня в России, АМАК-ситсему и мостовое земледелие в целом игнорировали – это понятно. Своих изобретателей не признаём и гнобим. А вот почему мостовое земледелие и АМАК-система до сих пор не используются за рубежом – не понятно». Мне тоже это не понятно. За рубежом деньги есть. Равнинные поля есть. Металла и электроники – хоть отбавляй. Объяснение у меня одно – моих статей не читают (шучу, конечно) и сайт www.amak-sistema.ru не смотрят – там всё по делу и без шуток.

Мне доподлинно известно, что в середине прошлого века собрались однажды академики ВАСХНИЛ и решили проекты по мостовому земледелию не рассматривать и всё что с ними связано – игнорировать. Наиболее преуспели в этом два академика (в живых их уже нет) – это бывший директор ВИМа (Всесоюзный институт машиностроения при ВАСХНИЛ) Фельдман Н. Л. и академик-секретарь Отделения механизации и электрификации сельского хозяйства ВАСХНИЛ Кубышев В. А. Как мы помним героев отечественной науки и техники, так же мы должны знать и помнить антигероев, которым мостовое земледелие обязано шельмованию и игнорированию почти на столетие. Будь с 1931 года к мостовому земледелию иное отношение – неизвестно, как пошло бы его развитие и сколько бы мостовых станов и АМАК-систем сегодня работало бы на равнинных полях России и мира.

По сравнению с тракторной системой земледелия я насчитал 12 преимуществ АМАК-системы. В рамках этой статьи перечислять их не буду (они перечислены на сайте автора АМАК-системы), но на три из них обращу внимание. Первое. В АМАК-системе активное угодье не переуплотняется ходовыми частями техники, что способствует улучшению структуры почвы и повышению урожайности возделывания культур, а также снижает затраты энергии на ежегодные предпосевные обработки почвы. Современная тракторная система земледелия сделать этого не может. В принципе не может. Второе. В АМАК-системе не используется и не сжигается моторное топливе, не загрязняется окружающая среда выхлопными газами дизельных двигателей, что улучшает экологию земледелия. Тракторному земледелию это не под силу – без моторного топлива оно существовать не может. Третье. В АМАК-системе обеспечивается высокая комфортность труда – как на современном автоматизированном городском предприятии. В тракторной системе земледелия этого нет – трактористы, комбайнёры, шофера и разнорабочие работают в условиях пыли, вибраций и шума.

Верю ли я в то, что Россельхозакадемия (бывший ВАСХНИЛ), сегодня изменила своё отношение к мостовому земледелию и к АМАК-системе в частности? Не верю. Это примерно так же, как поверить тому, что директор конного завода в позапрошлом веке согласился бы построить и внедрить трактор Ивана Ползунова. Все академики-технари воспитаны на тракторах и тракторной технике. Их учили тракторам, диссертации свои они защищали по тракторам, и студентов сельскохозяйственных университетов учат тракторам. Вот такой напрашивается пессимистический конец статьи. Но всё-таки «луч света в тёмном царстве» я вижу. Суть предложения такова: первую АМАК-систему должны сделать не «трактористы», а те, кто имеют «конструкторские жилки», знают современные методы конструирования, новые материалы и основы электроники. Это – выпускники современных технических вузов. Финансирование они могли бы найти либо через Правительство России (молодым финансирование могут дать, старикам – уже не дают) либо найти 50 миллионов рублей у спонсоров (не все же строят яхты и дворцы).

Первую опытную АМАК-систему целесообразно не делать сильно «крутой» и рассчитанную на площадь в тысячу гектаров, можно ограничиться ста гектарами. Можно отказаться (временно) от рельсовых колей и заменить их асфальтобетонными. Можно отказаться (временно) от полной электрификации и применить дизель-генераторы. Можно уменьшить размеры оросительного канала и использовать его только для транспортировки воды, а продукты урожая хранить в стандартных железнодорожных (или морских) контейнерах. В качестве возделываемой культуры целесообразно выбрать гречиху, так как она за один вегетационный период может позволить многократно собирать урожай, доведя его в целом до 5 тонн гречихи с гектара (её максимальная биологическая урожайность, по данным профессора И. Н. Елагина, составляет 20 тонн с гектара). Те, кто возьмутся за строительство первой АМАК-системы не должны её дискредитировать, а всё сделать «по уму».

Где будет построена первая АМАК-системе, мне не известно. Может быть это будет ферма в подмосковьи и сделают её молодые инженеры-выпускники «Бауманки». Может быть её построят где-нибудь на Дальнем Востоке инженеры-выпускники сибирских вузов. Может быть её построят выпускники Алтайского технического университета где-нибудь в Кулундинской степи. Где и кто построит первую АМАК-систему – не знаю. Но знаю точно, и в этом уверен абсолютно, что в будущем производить зерно будут на больших равнинных угодьях с помощью заводского земледелия на основе АМАК-систем: электрифицированных, автоматизированных и обеспечивающих земледельцам высокий комфорт труда – они этого заслужили.

Ю. Жуков, 07.04.2019

Таблица 1

АМАК-система и защита окружающей среды

АМАК-система и защита окружающей среды

В США на защиту окружающей среды, в переводе на рубли, выделено 260 млрд рублей, а в России, имеющей большую чем США площадь земли, выделено только 77 млрд рублей, т. е. в 3,4 раза меньше (в разные годы эти цифры меняются, но пропорции примерно сохраняются). Не надо иметь «семь пядей во лбу», чтобы сделать очевидный и весьма печальный вывод: не сберегаем мы свою землю, не защищаем её от врагов.

Одним из основных врагов российской земли является тракторное земледелие с главным «действующим лицом» трактором. Трактора, вместе с комбайнами и автомобилями, уплотняют поверхностный слой почвы и ухудшают жизнедеятельность полезных микроорганизмов. Они выбрасывают в атмосферу огромное количество углекислого газа и других ядовитых химических вещества вредных для людей, животных, птиц и насекомых. Они загрязняют землю неиспользованными нефтепродуктами, которые по халатности или умышленно сбрасываются недобросовестными земледельцами. Сегодня вряд ли можно назвать точную цифру в рублях того ущерба, который наносит тракторное земледелие окружающей среде. Но один пример привести можно. Если бы всё зерно, которое произведено в России в 2017 году (134,1 млн тонн) было бы произведено АМАК-системами (см. www.amak-sistema.ru), то 30,5 млн га активных «работающих» угодий не были бы уплотнены тысячами колёс тракторов, комбайнов и зерновозов, не было бы сожжено 300 тыс. тонн моторного топлива и выброшено в атмосферу 800 тыс. тонн углекислого газа вместе с ядовитыми химическими веществами, и не были бы загажены «нечаянно пролитой» соляркой и машинным маслом тысячи гектаров дорог и сельских зелёных лужаек.

Автор АМА-системы на протяжении многих лет пытается показать и с «цифрами в руках» доказать, что на равнинных угодьях, которых в России миллионы гектар, целесообразно применять не тракторное земледелие, а заводское на основе АМАК-систем, поскольку АМАК-система – это и есть завод для земледелия. Современное земледелие уже стало повсюду интенсивным, поскольку с каждым годом на единицу площади используемой земли приходится всё больше и больше единиц техники. Так, например, на 100 га обрабатываемой земли в Германии используется 12, а в Италии – 16 тракторов. Земля, как объект труда и орудие производства, в интенсивном земледелии должна обрабатываться по-заводскому, как деталь в токарном станке. Но земля, в силу её стационарной особенности и огромных размеров, не может прийти на завод, как деталь, поэтому завод (АМАК-система) сам должен прийти к земле. По сравнению с тракторным земледелием, заводское земледелие на основе АМАК-систем имеет ряд важных и существенных преимуществ. Речь может идти о появлении принципиально новой технологии земледелия – заводской. В своём сайте (указан выше) автор АМАК-системы привёл подробный расчёт использования АМАК-системы в зерновом производстве и сделал выводы, которые указывают на существенные преимущества заводского земледелия по сравнению с тракторным, но требуют целевого федерального финансирования.

Поскольку по состоянию на 2018 год проект АМАК-системы так и остался проектом, и ни одна АМАК-система до сих пор в России не построена и не используется, то имеет смысл ещё раз, но уже на качественном уровне, оценить и сравнить тракторную систему земледелия с заводской на основе АМАК-систем. Используем только 10 важных свойства сравниваемых систем и общепринятую в науке «Квалиметрия» балльную систему оценок (1, 2, 3, 4 и 5). Поскольку наличие математических формул в неспециализированных печатных изданиях и сайтах Интернета не приветствуются, то формулу приводить не будем, но кратко поясним принцип расчёта. В тракторной системе земледелия каждое из 10 важных свойств оценивается по пятибалльной шкале, все 10 оценок суммируются, полученная сумма оценок делится на 10 и получают средний (среднеарифметический) балл тракторной системы земледелия. Если система получает 1 балл, то она считается очень плохой, 2 – плохой, 3 – удовлетворительной, 4 – хорошей, 5 – отличной. Точно так же рассчитывается средний балл заводской системы земледелия на основе АМАК-систем. Приступим к оценкам (как в фигурном катании, только там средний балл не подсчитывается, а используется суммарный балл). Результаты оценок приведены в Таблице 1.
По первому показателю всё ясно: обе системы механизированы и получают самые высокие баллы и оценки – отлично.
По второму показателю тракторная система получает самую низкую оценку – очень плохо, так как полевые работы не электрифицированы. Полностью электрифицированная АМАК-система получает самую высокую оценку – отлично.
По третьему показателю АМАК-система получает оценку отлично, так как все процессы автоматизированы, а тракторная система получает низшую оценку, так как ни один полевой процесс не автоматизирован. Отдельные научные опыты по вождению трактора по полю с помощью космических систем навигации ГЛОНАСС или GPS не в счёт.
По четвёртому показателю всё ясно: тракторной системе оценка очень плохо, так как без сжигания моторного топлива в цилиндрах своих моторов она не проживёт и дня, в то время как АМАК-система не сжигает ни одного литра моторного топлива и не выбрасывает в атмосферу ни одного грамма углекислого газа – отлично.
По пятому показателю АМАК-система получает пятёрку, так как для обеззараживания почвы и борьбы с вредителями растений использует современные методы и средства: электромагнитные, лазерные, электроискровые и другие. Тракторная система эти средства использовать не может (на больших цельных угодьях), так как эти устройства невозможно установить в любой точке угодья, не повредив растения. Оценка очень плохо.
По шестому показателю АМАК-система получает 5, а тракторная – 1 балл, так как АМАК перемещается только по постоянным колеям и никогда не заходит на активное угодье, в то время как в тракторной системе активные угодья постоянно уплотняются многочисленными колёсами и гусеницами тракторов, комбайнов, автомобилей и другой прицепной техники.
По седьмому показателю тракторная система заслуживает самой низкой оценки, так как в дождливую погоду колёсная техника не может работать в грязи и лужах и обычно бездействует, теряя драгоценное время уборки урожая. АМАК-система может вести уборочную работу даже в дождь, спасая часть или весь урожай в целом. За это АМАК-системе отличная оценка.
По восьмому показателю. В АМАК-системе уборочные агрегаты являются навесными, они нависают над растениями, аккуратно и нежно производя ту или иную операцию, например, уборку созревших зёрен. Поскольку растения не мнутся и не травмируются ходовыми частями, в АМАК-системе уборку урожая можно совершать с одних и тех же растений в течение одного вегетационного периода многократно, собирая биологически максимально возможный урожай (например, гречихи 20 тонн с гектара!). В тракторной системе это невозможно, поэтому ей оценка очень плохо, а АМАК-системе отлично.
По девятому показателю АМАК-систему можно оценить на отлично, так как на ней могут быть установлены солнечные батареи, генерирующие электрическую энергию для работы всех устройств. Тракторной системе следует поставить оценку очень плохо, так как работает она исключительно на моторном топливе, а преобразовать солнечную энергию в моторное топливо пока ещё не научились.
По десятому показателю тракторной системе можно поставить тройку, а АМАК-системе пятёрку. В тракторной системе тракторист, комбайнёр и шофёр работают в условиях тряски, пыли, загазованности, шума и ограниченного пространства кабины. Туалет прямо в поле. Хорошими эти условия труда не назовёшь. Оператор АМАК-системы работает в просторном, светлом, бесшумном операционном зале, в его распоряжении удобное кресло, кондиционер, монитор, умные приборы, комната отдыха, душевая и современный туалет – всё это в границах кабины управления АМАК и вдали от работающих навесных агрегатов. За комфортность труда АМАК-системе пятёрка.

Квалиметрический подход к анализу и сравнению двух систем земледелия позволил сделать важный и обоснованный вывод: на сегодняшний день тракторная система земледелия, используемая на больших угодьях равнинного типа, является плохой системой. Она не обеспечивает защиты окружающей среды, а наоборот является главным врагом земли. Она должна быть заменена отличной заводской системой земледелия на основе АМАК-систем.

Россия занимает 1/6 часть суши земли (больше всех в мире) и поэтому, как хозяйка, должна защищать эту землю и от врагов внешних, и от врагов внутренних. От внешних врагов нашу землю пусть защищает армия, которая хорошо финансируется и обеспечена самой передовой техникой. Внутренних врагов земли защищают «зелёные», отряды которых малочисленны, а на вооружении в основном шариковые авторучки да сайты Интернета. Пора «зелёным» обзавестись крупной современной и эффективной техникой защиты окружающей среды – АМАК-системами. Государственная Дума РФ должна на законодательном уровне обязать Правительство РФ создать госкорпорацию по производству АМАК-систем, выделить целевое финансирование, обязать Министерство науки и высшего образования начать подготовку необходимых специалистов, а также проведение НИР и ОКР по амаксистемостроению. Верю ли я в то, что всё это будет сделано? Конечно же не верю – в России живём. А вот в США АМАК-системами могут заняться в самое ближайшее время и всерьёз.

Ю. Жуков, 12.12.2018

АМАК-система и лесные пожары в России

Лесная АМАК-системаАМАК-система и лесные пожары в России

Если вы, уважаемый читатель, зайдёте в Интернет и поинтересуетесь лесными пожарами в России, вы узнаете много интересного. Например, ежегодно в России сгорает на корню 2 млн гектар леса (по официальной статистике) или 14 млн гектар – по неофициальной. Поверим официальной статистике. Если на 2 млн гектар сгорел молодой лес, то Россия потеряла за год 660 млн кубометров леса на корню стоимостью примерно 330 млрд рублей. Если сгорел зрелый хвойный лес, то она потеряла 2000 млн кубометров леса на корню стоимостью примерно 6 триллионов рублей. Огонь и случай не выбирают какой лес им жечь. Горит и молодой дешевый, и зрелый дорогой лес. Думаю, что на вопрос «сколько сгорело кубометров леса в России, например, в 2017 году и на какую сумму?» точного ответа никто не даст, но можно сказать уверенно, что ежегодно сгорает на корню миллионы кубометров леса стоимостью сотни миллиардов рублей. Это и понятно. Как говорит официальная статистика Всемирного фонда дикой природы при ООН, в России «около 600 млн гектар леса находится вне зоны охраны от пожаров». Проще говоря, в России много беспризорного леса, поэтому он и горит «синим пламенем». Есть ли выход из сложившейся ситуации? Выход есть, например, начать применять, так называемые, АМАК-системы.

Предлагаемая АМАК-система схематично показана на рисунке. Она предназначена для прокладки противопожарной просеки в больших массивах леса, постоянного мониторинга состояния леса и оперативного тушения лесных пожаров. Она является модификацией АМАК-системы для земледелия (см. www.amak-sistema.ru) и устройства для сельскохозяйственных работ по авторскому свидетельству СССР №1005692. Рассматриваемая АМАК-система включает: АМАК (автоматизированный мостовой агротехнический комплекс), автомобили с цистернами для воды и вертолёты (на рисунке последние не показаны). АМАК, являющийся по сути самоходным заводом, предназначен для прокладки просеки, постоянного мониторинга леса и для тушения лесных пожаров. Автомобили предназначены для подвозки воды к АМАК. Вертолёты используют для транспортировки воды в избранные зоны пожаров. АМАК, по сути, является автоматизированным и электрифицированным самоходным заводом с автономным энергообеспечением на основе собственной газогенераторной электростанции, работающей на древесине (чурочках) или типовой малогабаритной электростанции, установленной на АМАК и работающей на жидком топливе или газе. АМАК-система может работать на больших лесных массивах, удалённых на сотни и тысячи километров от населённых пунктов. Она перемещается по постоянным рельсовым или грунтовым колеям. Она может создавать не обязательно прямую просеку и работать не только на ровных ландшафтах. АМАК-система предоставляет своему обслуживающему персоналу комфортные условия труда: чистый лесной воздух, просторную кабину управления с современным оборудованием, комнату отдыха, душевую, бассейн, туалет и оперативную связь с использованием ГЛОНАСС и GPS.

Функционирует лесная АМАК-система (назовём её «лесной» в отличие от растениеводческой, описанной в www.amak-sistema.ru) следующим образом. Устанавливают АМАК на границе избранного большого лесного массива и ведут его по предварительно установленным колеям в автоматическом режиме или при ручном управлении в намеченном направлении. По фронту движения, с помощью соответствующего блока, АМАК спиливает деревья, которые с помощью автомобилей транспортирует внешнему потребителю, либо перерабатывает их в чурочки для собственной газогенераторной электростанции. В процессе прокладки просеки, АМАК осуществляет мониторинг леса и тушение возникающих пожаров. Близлежащие пожары АМАК тушит водой с помощью своих брандспойтов, установленных на вращающейся кабине управления, при этом воду берут из бассейна, расположенного вдоль корпуса. Для тушения удалённых пожаров используют модули с водой, расположенные вдоль корпуса с возможностью их захвата вертолётами. При тушении больших пожаров используют не только воду в модулях и бассейне, но и подвозимую автомобилями с цистернами. Проложив «свою» просеку вдоль всего массива леса, АМАК может год, два и большее число лет курсировать вдоль неё в челночном режиме, осуществляя круглосуточный мониторинг состояния леса и тушение пожаров. Передвигаясь по постоянным колеям со скоростью 5 – 30 км/час (в зависимости от вида колей и ландшафта), АМАК может в считанные часы подойти к зоне пожара и оперативно потушить огонь, что является определяющим фактором при тушении лесных пожаров. Он может использоваться и для уничтожения насекомых вредителей леса, используя ту же технологию, что и при тушении пожаров с той лишь разницей, что использует не чистую воду, а воду с растворёнными ядохимикатами.

По состоянию на 2018 год, лесная АМАК-система является только проектом и ждёт своего внедрения. Принципиальных технических трудностей для строительства первой опытной лесной АМАК-системы (первой в мире!) практически нет. Это может сделать небольшая группа инженеров и рабочих, если будет воля лично Президента (власть-то у нас вертикальная). На те деньги, которые Россия теряет ежегодно от лесных пожаров, можно строить по сто лесных АМАК-систем ежегодно (ежегодно!), обеспечить интересной и полезной работой тысячи инженеров и рабочих и сохранить «зелёные лёгкие» России. Горят, в основном, беспризорные леса Сибири и Дальнего Востока. Правительство озабочено развитием этих регионов, из которых продолжают уезжать толковые инженеры и рабочие. С этих регионов и надо начать внедрять лесные АМАК-системы. Спасём и регионы от безлюдья, и леса, которые пока ещё есть и не сгорели. Пока не сгорели.

Ю. Жуков, 02.10.2018

АМАК-системы надо строить

АМАК-системы надо строить

Для тех, кто ещё не знаком с проектом «АМАК-система», даю краткие сведения. АМАК-система – это принципиально новое предприятие (завод) для производства растениеводческой продукции на равнинных угодьях. С помощью АМАК-системы можно производить зерно, овощи, лекарственные растения, технические культуры как на малых площадях (например, на 100 га), так и на больших (например, на 1000 га). При желании, более подробно о проекте «АМАК-система» можно узнать в книге «АМАК-система» (Интернет, znanium.com) или на сайте автора АМАК-системы (Интернет, amak-sistema.ru).

Чем же знаменита и хороша АМАК-система, которую автор предлагает строить? Насчёт «знаменита» сразу следует сказать, что она совсем не знаменита, более того – о ней мало кто знает, а телевидение, радио, журналы и газеты о ней ничего не говорят, не пишут, не показывают. Как-будто её в природе нет совсем и не было. Только в Интернете несколько сельскохозяйственных порталов за последние три года поместили ряд статей об АМАК-системе – это и всё. А вот насчёт «чем хороша» – тут есть что сказать.

АМАК-систма – первая в мире земледельческая система, в которой все производственные процессы полностью, механизированы, электрифицированы и автоматизированы. Полностью! Более того, она может работать в энергетически автономном режиме, используя только энергию солнца и для роста растений при формировании продукции, и для всех технологических процессов. Только от энергии Солнца!

АМАК-система – экологически чистая производственная система, «выпускающая» экологически чистую продукцию. Это обусловлено тем, что в АМАК-системе не применяются ядохимикаты, а используются электрические, лазерные, электромагнитные и электроискровые и иные устройства обработки почвы, борьбы с сорняками и вредителями растений. В АМАК-системе нет моторного топлива, поэтому в ней ничто не сжигается и ничто «не дымит» – не загрязняет окружающую среду.

АМАК-система не уплотняет поверхностный слой активного угодья, что даёт увеличение урожайности выращиваемой продукции до 30% (в зависимости от возделываемой культуры) и снижает затраты энергии на предпосевную обработку почвы.

АМАК-система – всепогодная производственная система. Полевые работы могут вестись в дневное и ночное время, в сухую и дождливую погоду, зимой и летом, поскольку АМАК (автоматизированный мостовой агротехнический комплекс) передвигается по рельсовым колеям, что в 100 раз снижает затраты энергии на его передвижение по сравнению с тем случаем, если бы он двигался по стерне.

АМАК-система обеспечивает ювелирное позиционирование орудий труда относительно обрабатываемых растений – с точностью ±1 см по всем трём координатам пространства. Такую точность не обеспечивают глобальные навигационные системы связи ни ГЛОНАСС, ни GPS. Это даёт возможность равномерно осуществлять сев, обеспечить единообразный световой режим для всех растений и, как следствие, повышение урожайности выращиваемых культур.

АМАК-система – по сути завод-автомат, поэтому может управляться несколькими инженерами-операторами, обеспечивая высокую комфортность и, как минимум, десятикратное увеличение производительности земледельческого труда. Как современный завод-автомат, она привлекательна для молодёжи.

Внимательный и заинтересованный читатель может задать вполне резонный вопрос: если АМАК-система так хороша, как это описано выше, то почему же она до сих пор нигде не внедрена? Отвечаю. Почему она не внедрена в России понятно – мы строим мосты, стадионы, космодромы, ракеты, проводим олимпиады и мировые чемпионаты – некогда заниматься АМАК-системами. Ну просто некогда и не интересно. Но американцы, японцы, немцы – эти-то почему не строят? Ответ прост. Американцы не строят, потому что АМАК-система – российское изобретение (зафиксирована 13 патентами), гордость не позволяет. Японцы не внедряют АМАК-систему, потому что земли мало, а людей много. АМАК-систему внедрить, значит оставить без работы миллионы крестьян. Немцы не внедряют, потому что либо об АМАК-системе ничего не знают, либо знают, но жалко вкладывать свои деньги, либо ждут: «Пусть русские сначала внедрят, а мы посмотрим». Первую АМАК-систему могли бы построить Билл Гейтс, Илон Маск или Роман Абрамович, но им это не интересно. Первый занимается компьютерными программами (выгодно – много покупателей), второй – ракетами и электрическими автомобилями (собирается лететь лично на Марс – на планете Земля уже всё сделано и обустроено), третий – тратит свой капитал на футбольный клуб «Челси» (мог бы тратить и на российскую команду, но для него это мелковато). АМАК-систему мог бы построить автор этой системы (сам изобрёл – сам и внедряй), но на профессорскую зарплату в 5 тыс. рублей в месяц и пенсию можно построить только несколько колёс для АМАК.

Россия обладает самыми большими в мире площадями, пригодными для земледелия. Она может стать самой главной житницей мира и экспортировать не только нефть, газ и древесину, но и зерно, что собственно уже и делается, но пока в ограниченных объёмах. Сегодня в России простаивает около 40 млн га земли сельскохозяйственного назначения, и на части из них уже сегодня могли бы работать АМАК-системы и производить зерно. В 2017 году в России произвели 134,1 млн т зерна. Если бы это зерно произвели с помощью АМАК-систем, то сэкономили бы 300 тыс. т моторного топлива и не выбросили бы в атмосферу 800 тыс. т углекислого газа и других вредных веществ, при этом сэкономили бы только на моторном топливе 12 млрд рублей. Для наглядности: 300 т моторного топлива – это 4529 железнодорожных вагонов, в цистерне каждого из которых находится по 65 т моторного топлива, это поезд длиной в 61,1 км. В тракторной системе земледелия на производство 134,1 млн т зерна потрачено энергии, по расчёту автора, примерно 13 600 млн МДж, а в АМАК-системе для производства этого же количества зерна потребовалось бы затратить только 912 млн МДж – примерно в 15 раз меньше. Согласитесь, неплохой аргумент в пользу энергосбережения.

Всё тот же внимательный и заинтересованный читатель закономерно может спросить: а сколько денег необходимо затратить, чтобы построить и внедрить первую опытную АМАК-систему? Ответ – 6,5 млрд рублей. Много это или мало? Здесь уместно вспомнить о том, что на строительство моста во Владивостоке на остров Русский затрачено 32,2 млрд рублей, а на Крымский мост через Керченский пролив выделено 228 млрд рублей. Кстати, АМАК – это тоже мост, только самоходный и не через пролив, а «через поле». Через Русский и Крымский мосты за всю свою жизнь пройдёт не каждый россиянин, а хлеб и всё что делают из зерна каждый россиянин ест каждый день и всю свою жизнь. Как всякий опытный экземпляр, первая АМАК-система будет действительно дорогой (особенно по сравнению с трактором или комбайном), но последующие АМАК-системы при серийном производстве будут стоить многократно дешевле. Не надо забывать, что АМАК-система – это завод, а заводы дешевыми не бывают. Именно поэтому АМАК-системы, как эффективные автоматизированные полевые заводы, надо строить и внедрять на равнинных угодьях России. И Казахстан мог бы это делать – у них тоже есть где развернуться на бескрайних и неосвоенных степных просторах.

На сегодняшний день (а на дворе 2018 год) АМАК-системой в России никто не занимается – ни академическая, ни вузовская наука, ни министерство сельского хозяйства. Даже на проект не выделялось ни одного рубля. В мае сформировано новое Правительство России, в котором возглавлять и управлять сельским хозяйством, академической и вузовской наукой будут конкретно: вице-премьер Гордеев А. В., министр сельского хозяйства Патрушев Д. Н. и министр науки высшего образования Котюнков Д. Н. Знают ли они о проекте «АМАК-система» и готовы ли они начать строить и внедрять хотя бы первую АМАК-систему – большой вопрос. Письмо автора АМАК-системы в адрес нового Правительства и ответ на это письмо показали – не будут в ближайшие годы строить даже опытную АМАК-систему. Поскольку в современной России с её «вертикалью власти» всё зависит от первых лиц – дальнейшая судьба АМАК-системы в их руках. АМАК-системостроению, как важнейшей сельскохозяйственной и промышленной отрасли России, в будущем (я в это верю) будет принадлежать достойное место в экономике России. На чемпионат мира по футболу нашли финансирование из госбюджета России (880 млрд рублей), надо найти и на строительство и внедрение АМАК-систем. АМАК-системы надо строить и внедрять для начала в зерновом производстве. Если в России этого не сделают, пусть делают в США, Канаде, Аргентине и в других странах. Автор АМАК-системы не против. Не пропадать же красивому проекту.

Ю. Жуков, Томск, 19.07.2018

Труд хлебороба и выпускники средних школ

Труд хлебороба и выпускники средних школ

Я не хлебороб, я радиоинженер. Всю жизнь работаю с паяльником, с осциллографом, с резисторами, транзисторами, а последние лет сорок преподаю в университете. Короче, я не хлебороб, и о труде хлебороба могу судить только как бы со стороны, как профан. Именно поэтому, я думаю, настоящим хлеборобам и выпускникам средних школ будет интересно узнать: что думают о труде хлеборобов люди других профессий, люди вообще и конкретный радиоинженер в частности. А думаю я вот что.

Когда людей на земле было мало и земледелием ещё никто не занимался, то хлебороб выходил в поле, искал колоски дикой пшеницы, срывал их, шелушил и отправлял либо прямо в рот, либо нёс в пещеру жене и детям. Часть зерна ссыпал в глиняные горшки для хранения. Этому первобытному хлеборобу не нужна были никакая техника.

Когда людей на Земле стало чуть больше, всем диких колосков в поле хватать не стало, и хлеборобу пришлось заняться земледелием. По весне с помощью деревянной мотыги и буйволов пахал землю, раз­брасывал в неё зёрна, смотрел всё лето как зёрна превращались в растения с колосьями, а по осени со­бирал урожай прямо руками или с помощью серпа. Со временем деревянную мотыгу заменил стальным плугом, буйволов – лошадьми, а серп – жаткой. Такой хлебороб мог произвести в год тонну, а может и больше зерна, которого хватало и самому, и жене с детьми, и на товарообмен оставалось или на прода­жу.

Сегодня, когда на земле людей стало очень много (около 7,3 миллиардов человек), хлебороб обзавёлся трактором (а некоторые и не одним), необходимыми прицепными агрегатами (культиватором, сеялкой, разбрасывателем удобрений и т.п.), комбайном, зерновозом, дождевальной машиной (наиболее «кру­тые» хлеборобы), погрузчиком, сушилкой и зерноскладом. С такой техникой один хлебороб может об­работать поле в сто гектаров и по осени собрать 500 тонн зерна пшеницы. Это в том случае, если хлебо­роб – настоящий труженик, который и весной, и летом, и осенью будет вкалывать «как папа Карло». Но поскольку не все хлеборобы умеют работать по-настоящему, то и производят они по-разному. Для при­мера (в тоннах произведённого зерна на одного человека): 120 т/чел. – в Канаде, 100 т/чел. – в США, 80 т/чел. – в Вели­кобритании, 50 т/чел. – во Франции, 6 т/чел. – в России.

Поскольку я российский радиоинженер, то меня в первую очередь интересует труд российского хлебо­роба. Почему канадский хлебороб в год производит 120 тонн зерна пшеницы, а российский – в 20 раз меньше? В чём дело? Климат у них и у нас почти одинаковый. Мы дурнее канадцев? Да нет вроде.
Работать не умеем? Может быть. Техника хуже? Вероятно хуже. Но не в 20 же раз?! Критиковать ко­нечно же наших российских хлеборобов за низкую производительность труда надо, но надо им и по­мочь. Желательно не словами и директивами, каких ЦК КПСС при советской власти сочинила предостаточно, а конструктивно. Что я и делаю.

Предлагаю производить зерно в России не тракторной техникой, а заводской на основе АМАК-систем. Для тех хлеборобов и чиновников, руководящих технической политикой, кто не знает, что это такое, кратко поясняю. АМАК-система – это принципиально новое сельскохозяйственное предприятие, пред­назначенное для массового производства растениеводческой продукции, в первую очередь – зерна. АМАК-система включает подсистемы: автоматизированный мостовой агротехнический комплекс (АМАК, отсюда и название системы); навесные агрегаты; канал-хранилище; активное угодье с колеями; пассивное угодье с технологической площадкой и навесом. Проще говоря, АМАК-система – это поле­вой самоходный земледельческий завод, выполненный по образцу современного городского завода. Предпосылкой появления проекта АМАК-системы было утверждение: если земля, как предмет труда и средство производства по объективным причинам не может прийти в городской современный завод, то этот завод должен сам прийти к земле. Такой завод я и предлагаю использовать хлеборобам. Надо им перейти от тракторного земледелия к заводскому прежде всего для того, чтобы догнать канадцев по производительности труда, и производить в год не 120 тонн на одного хлебороба, а в 40 раз больше – 5000 тонн на одного хлебороба АМАК-системы.

Критически настроенный хлебороб и чиновник, руководящий технической политикой страны, конечно же сочтут моё предложение фантастикой. Это не удивительно. Если даже эксперт патентного бюро три года не мог понять, в чём суть АМАК-системы и как такое может быть вообще. И тем ни менее, благо­даря моему упорству и настойчивости, А МАК-систему удалось «застолбить» тринадцатью патентами на изобретения, и сегодня она наша – российская. Дело остаётся за «малым» – внедрить её в зерновое производство России. А вот здесь-то большая загвоздка. Как сказал мне несколько лет тому назад заместитель Министра высшего и среднего образования России, доктор технических наук профессор Ф.И. Перегудов: «В идею верю, во внедрение – нет. Если бы ты предложил нечто похожее для обороны или для нефтяников-газовиков, то внедрили бы быстро, а для сельского хозяйства… Сам понимаешь». А сам я понимаю вот что.

Правительство России для строительства мостов деньги находит. И не малые. Для проведения спортив­ных олимпиад и чемпионатов мира по футболу находит. И не малые. Почему бы наконец-то не найти денег для хотя бы одной АМАК-системы? Для начала. Для отечественных хлеборобов. Или они этого не заслужили? Крымчане заслужили. Спортсмены заслужили. А хлеборобы – не заслужили? Конечно же заслужили! Построив и внедрив АМАК-системы в зерновое производство России, мы не только по­высим производительность труда хлеборобов, но принципиально изменим специфику их труда, сделав его высокопроизводительным, комфортным и престижным для молодёжи. Строительство и внедрение АМАК-систем потребует создание тысяч и тысяч новых рабочих мест во многих отраслях промышлен­ности, так как АМАК-системы являются технически сложными производственными системами, быть может сложнее авиационных и космических. Ведь АМАК-система полностью электрифицированная и автоматизированная земледельческая система, практически завод-автомат для производства зерна. В АМАК-системе осуществляется прецизионный сев, адресное орошение, использование электромагнит­ных, ультразвуковых и лазерных устройств борьбы с вредителями растений, сверхточная навигация орудий труда и т.п. Всё это даст новый толчок для развития электроники, электротехники и автоматики. Резкое повышение производительности и комфортности труда хлебороба не единственное достоинство АМАК-систем. Есть и другие не менее важные. О них – очень кратко.

В АМАК-системе хлеборобы смогут получать ежегодно высокие стабильные урожаи пшеницы, напри­мер, в 10 тонн с гектара. Это обусловлено повышением плодородия почвы (её поверхностный слой не переуплотняется ходовыми частями АМАК), дозированным адресным орошением растений, своевре­менным уничтожением вредителей растений (если появятся), прецизионным севом и оперативной убор­кой урожая.

В АМАК-системе на производство тонны зерна будет расходоваться в два раза меньше энергии, чем в тракторной системе земледелия. Это обусловлено тем, что коэффициент сопротивления движению АМАК по рельсовым колеям в сто раз меньше, чем у тракторов, прицепных агрегатов и комбайнов, а также в три раза большим коэффициентом полезного действия электрических двигателей АМАК по сравнению с дизельными и бензиновыми двигателями тракторов и комбайнов.

АМАК-системы электрифицированы с помощью полупроводниковых солнечных батарей и являются энергонезависимыми от городских электростанций и производителей моторного топлива. Всё произ­водство пшеницы может быть осуществлено только на основе солнечной энергии, которая вечна на бли­жайшие миллионы лет.

В советское время ставилась задача сближения города с селом, превращения тяжелого труда хлеборо­бов в разновидность труда индустриального – заводского со всеми его преимуществами и достоинства­ми. С помощью тракторного земледелия осуществить это не удалось. В заводском земледелии на основе АМАК-систем труд хлебороба превращается в труд заводских инженеров, операторов, техников и управленцев-кибернетиков. Естественно, среди них будут и агрономы.

Правительство России утвердило «Стратегию машинно-технологической модернизации сельского хо­зяйства России на период до 2020 года», в которой про АМАК-системы ни слова (а ведь проект АМАК-системы существует уже 41 год!). Оно же утвердило «Программу развития космической отрасли до 2020 года» с финансированием в 2,1 триллиона рублей. Несмотря на то, что у нас в России принято раз­личные программы предлагать коллективам учёных и специалистов, я в инициативном порядке предла­гаю Правительству составить программу «Внедрения АМАК-систем в зерновое производство России на период до 2030 года» с таким же финансированием, как в космическую отрасль. Это будет справедливо по отношению к хлеборобам России. Космонавты, я думаю, будут не против. Они ведь тоже едят хлеб.

И последнее. Весной 2018 года 729 тысяч школьников России закончат (или уже закончили) среднюю школу. Кто-то из них поступит в вузы, кто-то в другие учебные заведения, кто-то останется на селе и, возможно, будет молодым хлеборобом. В последний вариант я верю слабо. Большинство окончивших школу захотят быть юристами, нефтяниками, газовиками и вряд ли хлеборобами. А если бы в России были бы построены и внедрены АМАК-системы, то выпускники школ захотели бы получить профессии инженеров, операторов, конструкторов и агрономов АМАК-систем. Ведь их профессии и их труд ничем бы не отличался от профессий и труда тех, кто работает на современных городских заводах. Разница была бы только в том, что те делали бы автомобили, самолёты и компьютеры, а они – «делали» бы хлеб. А хлеб – всему голова. Это знали на Руси издревле, многократно проверили и убедились в этом многократно. Особенно в этом наглядно убеждаются в суровые лихолетья. Я через это прошел лично.

Ю. Жуков, конструктор АМАК-системы

Президент России и АМАК-система

Президент России и АМАК-система

В 1931 году Генеральному секретарю ЦК ВКП (б) Иосифу Сталину Нарком земледелия доложил о том, что он выделил 5 тысяч рублей золотом на строительство мостового стана для земледелия. Сталин поинтересовался: можно ли использовать этот стан для военных целей? Нарком сообщил, что для военных целей мостовой стан использовать невозможно. Сталин посоветовал вкладывать деньги в строительство тракторов (сегодня трактор – завтра танк), а про мостовой стан забыть. Так оно и случилось. Нет сегодня в земледелии мостовых станов, а само понятие «мостовое земледелие» стало запрещённым. Автор мостового стана Михаил Правоторов, который попытался перечить Иосифу Сталину, провёл в местах «не столь отдалённых» почти десятилетие и умер, не увидев своего детища построенным. А между тем с помощью мостового стана проблемы электрификации и автоматизации могли быть решены просто и красиво, чего до сих пор мы не наблюдаем в тракторном земледелии.

Начиная с 1977 года, всем руководителям СССР и России, в разные годы предлагалось внедрить новый, более современный и совершенный «мостовой стан» – АМАК-систему, использующую принцип мостового земледелия. С помощью АМАК-системы, при её внедрении в современное земледелие, можно было бы полностью электрифицировать и автоматизировать земледелие на больших равнинных угодьях. В АМАК-системе сконцентрированы почти все современные достижения науки и техники, благодаря которым мы имели бы эффективное и комфортное для обслуживания производство растениеводческой продукции, в первую очередь – зерна, которого требуется производить 145 млн тонн ежегодно. К сожалению, как и с мостовым станом 1931 года, АМАК-систему постигла та же участь. Строятся миллионы тракторов, тысячи танков и ни одного мостового стана и ни одной АМАК-системы, хотя проекты имеются. Один из министров советского времени автору АМАК-системы откровенно сказал: если бы ты предложил не АМАК-систему для земледелия, а ИКС-систему для обороны, добычи нефти или газа, то её бы внедрили молниеносно, а для земледелия – и не надейся.

18 марта 2018 года в России будет новый Президент. Продолжит он «генеральную линию» в земледелии с «железобетонным» приоритетом трактора и запрещённым мостовым земледелием, или он сочтёт необходимыми электрификацию и автоматизацию современного земледелия на обширных просторах России с использованием АМАК-систем. Может быть земледелие и земледельцы заслуживают такого же внимания со стороны Правительства России, каких заслуживают оборонная, космическая и нефтегазовая промышленности. Может быть пора освоить 41 млн гектар неосвоенной беспризорной земли и включить её в производство растениеводческой продукции и использовать её для себя и для тех, кто в ней нуждается (более 800 млн человек в мире голодают – данные ООН).

Заинтересованному читателю возможно будет интересно узнать: чем же хороша АМАК-система, и чем она лучше используемой сегодня повсеместно тракторной системы земледелия? Ответ можно найти на сайте автора АМАК-системы: www.amak-sistema.ru. Если коротко, то хороша АМАК-система следующими основными свойствами. Во-первых, с её помощью полностью (!) электрифицируется и автоматизируется земледелие. Во-вторых, обеспечивается существенное повышение урожайности возделываемых культур (гречихи, например, в 10 раз!). В-третьих, снижается себестоимость производимой продукции. В-четвёртых, повышается производительность (более чем в 10 раз!) и комфортность труда на земле.

Автор АМАК-системы отлично понимает, что новый Президент России не сможет в одночасье построить необходимое количество АМАК-систем, но за один срок своего президентства (а тем более за два срока) построить хотя бы одну опытную АМАК-систему он должен смочь. Проект АМАК-системы ждёт этого часа 41 год, а мостовой стан Михаила Правоторова – 87 лет. Успокаивает только одно обстоятельство: всё новое и необычное ждёт своего часа, своего внедрения в реальную жизнь многими десятилетиями, а иногда и столетиями. Такие же участи (или почти такие же) были у паровоза, ракеты и даже у шариковой ручки (130 лет!). Хотелось бы, чтобы судьба у АМАК-системы (российского проекта!) сложилась лучше, чем у проекта шариковой ручки. А судьбу АМАК-системы в России, на сегодняшний день, может определить только один человек – Президент, как судьбу мостового стана, в своё время, определил Иосиф Сталин.

Ю. Жуков, 18.02.2018

Выборы Президента России и АМАК-система

Выборы Президента России и АМАК-система

Как известно, 18 марта 2018 года все мы (или почти все) пойдём на выборы и изберём своего Президента на следующие 6 лет. Я – автор АМАК-системы – так же пойду на эти выборы и предложу свой вариант. Кто это будет – решу в кабинке голосования. Решающим фактором выбора будет моё видение: кто из возможных кандидатур (их, как известно, 8) сможет внедрить в российское земледелие АМАК-системы. Вот такой у меня личный интерес – имею право.

Сергей Бабурин вряд ли что-либо слышал об АМАК-системе и, став Президентом, может быть и заинтересуется ею, но это маловероятно.

Владимир Жириновский, который собирался мыть свои сапоги в Индийском океане, поработать на АМАК-системе на российской земле не собирался, а мог бы, если захотел. Ведь об АМАК-системе он, при желании, мог узнать 40 лет тому назад из различных источников (АМАК-система не секретная).

Владимир Путин внедрять АМАК-систему не будет абсолютно точно. Я проверил. Ему я посылал письменное предложение рассмотреть возможность внедрения АМАК-систем в наше земледелие, но моё предложение было спущено по инстанциям вниз, а те ответили отказом.

Павел Грудинин внедрить АМАК-систему, в принципе, может, если посчитает целесообразным электрифицировать и автоматизировать производство земляники. Сделал же он это в своём животноводстве при производстве молока.

Григорий Явлинский заморачиваться сельским хозяйством, и земледелием в частности, вряд ли будет. Он весь в глобальной политике, и до какой-то там АМАК-системы у него руки не дойдут.

Максим Сурайкин – председатель ЦК партии «Коммунисты России» АМАК-систему внедрять не будет, точно так же, как это сделали его известные предшественники: Леонид Брежнев и Михаил Горбачёв. В своё время я писал им и предлагал рассмотреть возможность внедрения АМАК-систем в наше земледелие, но мои письма были спущены по инстанциям вниз, где благополучно выброшены в мусорные урны.

Ксения Собчак возможно заинтересуется АМАК-системой и даже лично, как журналист, возьмёт у меня интервью, но дальше дело вряд ли пойдёт. Хотя, от этой женщины всё можно ожидать.

Борис Титов возможно заинтересуется АМАК-системой и даже предложит кому-либо из представителей малого бизнеса взяться за строительство опытной АМАК-системы, изыскав в федеральном бюджете необходимые финансовые ресурсы. Такой поворот дела имеет не нулевую вероятность.

Вот такой расклад для раздумий будет одолевать меня в кабинке для голосования 18 марта 2018 года. Читатель, который ничего не слышал об АМАК-системе, вправе задать вопрос: не много ли берёт на себя автор статьи, приняв свою АМАК-систему за основной аргумент в столь важном голосовании? Считаю, что не много, а в самый раз. Современное сельское хозяйство России, в плане технического вооружения, самая отстающая отрасль по сравнению с другими: военной, космической, электронной, информационной и т. д. Внедрение АМАК-систем может кардинально исправить это положение. С их помощью мы можем электрифицировать и автоматизировать земледелие на равнинных угодьях при производстве, в первую очередь, зерна (его нам надо производить по 147 млн тонн ежегодно), а также овощей и технических культур. Внедрение АМАК-систем позволит, как минимум, в 10 раз повысить производительность живого труда в земледелии, снизить потребление энергии и повысить комфортности и престижность для молодёжи земледельческого труда. Более того, она может быть «энергонезависимой» – работать исключительно только от энергии Солнца.

Смотря, слушая и читая предвыборные рассказы Павла Грудиниа о своём совхозе, мы восхищаемся им и его образцовым производством. А ведь такой совхоз можно построить не только в Подмосковье, но и в любом месте России. Может найдутся смелые предприниматели и инженеры, которые создадут такие же оазисы современного земледелия под Ростовом, Санкт-Петербургом, Новосибирском, Барнаулом, Хабаровском, построив АМАК-системы – чуда современной земледельческой техники.

Ю. Жуков, 9.02.2018

Мусорные свалки и АМАК-система

Мусорные свалки и АМАК-система

Из средств массовой информации известно, что около Москвы под санкционированные полигоны и стихийные свалки под мусором находится 2300 га земли. С каждым годом под свалки эта площадь становится всё больше и больше, так как ежедневно (ежедневно!) из Москвы вывозится 15 тыс. тонн мусора. Для руководителей города проблемы, связанные с вывозом и утилизацией мусора – постоянная болезненная головная боль. Недавно даже Президент России был вынужден заниматься мусорной подмосковной свалкой, закрыв её и отправив в отставку важного чиновника. Не лучше обстоят дела с «мусорной темой» и в других городах России, и во многих городах мира. Выходы из этого положения ищутся, где-то находятся, где-то пускаются на самотёк, захламляя планету, где-то ищут новые методы. Предлагаю новый метод утилизации городского мусора с помощью АМАК-систем. Метод предполагает несколько шагов.

Шаг первый. Профессионал, знакомый с АМАК-системой (Интернет, amak-sistema.ru), ищет и находит в окрестностях своего города большую площадь земли со сложным рельефом и свободной от каких-либо построек, на которой можно разместить полигон для мусора. Оформляется предложение для руководства города. Рассматривается и утверждается предложенный проект, выделяется необходимое финансирование. Профессионал создаёт рабочую группу специалистов, готовых реализовать проект.

Шаг второй. На первом торце избранной площади земли рабочая группа строит мостовое сооружение с несколькими пролётами, на которых установлено оборудование для снятия и складирования верхнего плодородного слоя земли, выравнивания рельефа и транспортировки мусора на подготовленную площадь земли. Мостовое сооружение с помощью своих ходовых частей метр за метром постепенно перемещается вдоль избранной площади, последовательно заполняя мусором низины и выравнивая поверхность. На выравненную поверхность с мусором сверху размещается ранее подготовленный плодородный слой земли.

Шаг третий. На выровненной площади земли строится АМАК – автоматизированный мостовой агротехнический комплекс, а также другие составляющие АМАК-системы. АМАК-система включается в производственный процесс, например, выращивание зерновых, при этом работа мостового устройства по выравниванию земли и складированию мусора не прекращается.

Шаг четвёртый (заключительный). Создаётся соответствующая структура специалистов по длительному обслуживанию АМАК-системы и мостового сооружения, при этом АМАК-системой производится плановое ежегодное производство растениеводческой продукции, а мостовым устройством – продолжается выравнивание площади земли и складирование мусора. Если исходная площадь имеет большие размеры, то складирование мусора может продолжаться десятилетие, а производство растениеводческой продукции с помощью АМАК-системы – несколько десятилетий.

Выводы. При реализации предлагаемого метода «убиваем трёх зайцев».
1. Складируем городской мусор. 2. Выравниваем рельеф площади земли. 3. Внедряем АМАК-систему для производства растениеводческой продукции.

Ю. Жуков