Зерновые трейдеры РФ создали новый союз экспортеров зерна

МОСКВА (Рейтер) — Крупнейшие трейдеры РФ создают новый союз экспортеров зерна, его исполнительным директором станет заместитель генерального директора ОЗК Эдуард Зернин.


Читать дальше →

В Ростовской области заявили об увеличении финансовой поддержки фермерских хозяйств

Финансирование по поддержке фермерских хозяйств в Ростовской области выросло за последние восемь лет, сообщает rostovgazeta.ru.


Читать дальше →

Фацелия в качестве сидерата

Если Вы ищите идеальное растение для огородника, можете остановить свои поиски. Фацелия как сидерат и медонос по праву считается таковым.
Помимо того, что ее можно использовать в качестве зеленого удобрения, фацелия – прекрасный фитодоктор и ценная кормовая культура. О фитосанитарных качествах этого растения ходят легенды.



Читать дальше →

ФАО объяснила ценность географических указаний при маркировке сельскохозяйственного продукта


Фото и коллаж: © ФАО/Владимир Михеев

Программы географических указаний (ГУ) помогают защитить пищевые продукты, характерные для конкретной местности. Особая роль в содействии устойчивому развитию сельских районов, повышении доходов фермерских хозяйств и расширении экспортных возможностей может быть отведена специальной маркировке некоторых продуктов питания с указанием места их происхождения. Обычно к числу такой продукции относятся фрукты, молочные и мясные продукты (например, сыр и ветчина) и напитки, не считая других.

Читать дальше →

Примененние биофунгицидов вместо химических фунгицидов и другие способы защиты растений в органическом земледелии

Общие советы

Повысить иммунитет растений позволяют такие мероприятия, как вакцинация и прививка на дикие или полу-культурные формы. Причем если первый вариант предполагает защиту от определенной болезни (в зависимости от вакцины), то второй — от многих.



Читать дальше →

АМАК-система в исторической перспективе

АМАК-система в исторической перспективе

Не знаю, как с точки зрения официальной сельскохозяйственной науки классифицировать исторические этапы развития техники земледелия, но я бы выделил три этапа. Первый – этап примитивной техники. Он начался в глубокой древности от применения земледельцем «палки-копалки» и закончился с появлением первого трактора. Второй этап – тракторное земледелие, которое началось с появления тракторов и распространено сегодня повсеместно. Третий этап – заводское земледелие, когда растениеводческая продукция производится электрифицированными и автоматизированными заводами. Первый шаг в этом направлении сделал английский инженер Халкотт ещё в 1861 году, поставив на два паровоза металлическую ферму и подвесив на неё плуги. Этот метод земледелия назвали «мостовым», поскольку ферма представляла мост, опорами которого служили паровозы. К сожалению, построить своё устройство Халкотту не удалось, и о мостовом земледелии забыли.

Случайно, а может и не случайно, идея мостового земледелия пришла в голову молодому учителю из подмосковья Михаилу Правоторову, который в 1931 году, не зная ничего о Халкотте, предложил проект «Мостового стана», реализующего идею мостового земледелия. Со своим проектом он стал «носиться» по различным московским инстанциям, предлагая его построить и применить на деле. Народный комиссариат земледелия одобрил идею, выделил даже какие-то деньги на строительство мостового стана Правоторова, но вскоре дело заглохло, поскольку официальная наука ВАСХНИЛа высказалась категорически против мостового земледелия. Правоторов начал искать «правду-матку», требовать внимания к своему изобретению, перешел дозволенные границы чиновничьих инстанций и на 8 лет угодил в места не столь отдалённые. Вернувшись в Москву, затих, но не сдался. Я встречался с ним в 1981 году на его маленькой московской квартирке, слушал его жесткие в адрес советских чиновников слова и беспощадную критику в адрес ВАСХНИЛа. Вскоре Михаил Правоторов умер тихо и никому не известным изобретателем мостового стана. Прощаясь со мной, он заговорщически тихо поведал, что все свои записи и чертежи уложил в алюминиевый бидон, залил его воском и закопал в одном из московских дворов.

После Правоторова появлялось ещё несколько проектов устройств мостового земледелия. Так, например, в 1951 году польский инженер Болислав Свецкий предложил проект мостового устройства для производства зерновых. В его проекте вместо двух паровозов используется один электровоз, устройство электрифицировано, орудия труда подвешены не на одну ферму, а на два «крыла» электровоза. Параллельно с железнодорожным путём проложен оросительный кана, а также контактная линия электропередачи, которая используется так же, как в современном троллейбусе. На своё мостовое устройства Болеслав Свецкий получил патент (№ 36445, кл. 45а, 5/00, 1951).

В 1977 году советский радиоинженер Юрий Жуков, используя методы телевизионной автоматики, конечно же не зная о проектах Халкотта, Правоторова и Свецкого, предложил проект «АМАК-система», в котором так же используется метод мостового земледелия. На свою АМАК-систему он получил 13 авторских свидетельств на изобретения (№ 884598, № 852198, № 906429 и др.). Получив на свой проект одобрение расширенного Учёного совета Томского университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), где он работал, Юрий Жуков, как и Правоторов, стал «носиться» со своим проектом по разным инстанциям в поисках финансирования для реализации проекта «в металле» и для его внедрения для начала в зерновом производстве страны. Предложение ТУСУРа о целесообразности внедрения АМАК-системы пролежало более года в Томском обкоме КПСС и при полном безразличии Лигачёва Е. К. (в ту пору первого секретаря) вернулось в ТУСУР без каких-либо комментариев. Жуков, при поддержке ТУСУРа, в период с 1980 по 1990 годы обращался и в ЦК КПСС, и в ВАСХНИЛ, и в Госкомитет по науке и технике, и в Минсельхоз, докладывал на Всесоюзных конференциях, но проект АМАК-ситсемы и по сей день остался только проектом. На каком-то этапе своих «хождений по мукам» Жуков вспомнил о Правоторове, о его жизни в местах не столь отдалённых, и попытался забыть свою АМАК-систему. Ушел с головой в свою педагогическую работу, ничего общего не имеющую ни с мостовым земледелием, ни с сельским хозяйством вообще. Вспомнились ему и слова бывшего министра сельского хозяйства СССР В. К. Месяца: «… АМАК-система – это проблема не техническая, а политическая».

Давайте разберёмся, уважаемый читатель, – может быть всё правильно делается. Может быть не стоит заниматься мостовым земледелием вообще и АМАК-системой в частности? Для начала, используем метод квалиметрии и на качественном уровне сравним существующую тракторную систему земледелия с предлагаемой заводской на основе АМАК-систем. Результаты представлены в таблице 1.

Как следует из таблицы 1, по 10 важным показателям тракторная система земледелия получила оценку между «плохо» и «очень плохо», а АМАК-система – твёрдую пятёрку! Наверняка найдётся читатель, которому будет интересно сравнить эти системы по другим показателям, например, по капитальным затратам. Да, конечно, по этому показателю АМАК-система пятёрки не получит. Тракторы и вся тракторная техника выпускаются более века и серийно. АМАК-системы надо начинать делать с нуля, а всё, что делается с нуля, всегда дороже. Томас Эдисон, например, для внедрения в производство своей лампочки накаливания потратил 10 тыс. долларов, а сегодня за один доллар можно купить пять точно таких же лампочек, но серийных.

Предвижу, что внимательный и заинтересованный читатель может задать «каверзный» вопрос: « То, что раньше в СССР, а сегодня в России, АМАК-ситсему и мостовое земледелие в целом игнорировали – это понятно. Своих изобретателей не признаём и гнобим. А вот почему мостовое земледелие и АМАК-система до сих пор не используются за рубежом – не понятно». Мне тоже это не понятно. За рубежом деньги есть. Равнинные поля есть. Металла и электроники – хоть отбавляй. Объяснение у меня одно – моих статей не читают (шучу, конечно) и сайт www.amak-sistema.ru не смотрят – там всё по делу и без шуток.

Мне доподлинно известно, что в середине прошлого века собрались однажды академики ВАСХНИЛ и решили проекты по мостовому земледелию не рассматривать и всё что с ними связано – игнорировать. Наиболее преуспели в этом два академика (в живых их уже нет) – это бывший директор ВИМа (Всесоюзный институт машиностроения при ВАСХНИЛ) Фельдман Н. Л. и академик-секретарь Отделения механизации и электрификации сельского хозяйства ВАСХНИЛ Кубышев В. А. Как мы помним героев отечественной науки и техники, так же мы должны знать и помнить антигероев, которым мостовое земледелие обязано шельмованию и игнорированию почти на столетие. Будь с 1931 года к мостовому земледелию иное отношение – неизвестно, как пошло бы его развитие и сколько бы мостовых станов и АМАК-систем сегодня работало бы на равнинных полях России и мира.

По сравнению с тракторной системой земледелия я насчитал 12 преимуществ АМАК-системы. В рамках этой статьи перечислять их не буду (они перечислены на сайте автора АМАК-системы), но на три из них обращу внимание. Первое. В АМАК-системе активное угодье не переуплотняется ходовыми частями техники, что способствует улучшению структуры почвы и повышению урожайности возделывания культур, а также снижает затраты энергии на ежегодные предпосевные обработки почвы. Современная тракторная система земледелия сделать этого не может. В принципе не может. Второе. В АМАК-системе не используется и не сжигается моторное топливе, не загрязняется окружающая среда выхлопными газами дизельных двигателей, что улучшает экологию земледелия. Тракторному земледелию это не под силу – без моторного топлива оно существовать не может. Третье. В АМАК-системе обеспечивается высокая комфортность труда – как на современном автоматизированном городском предприятии. В тракторной системе земледелия этого нет – трактористы, комбайнёры, шофера и разнорабочие работают в условиях пыли, вибраций и шума.

Верю ли я в то, что Россельхозакадемия (бывший ВАСХНИЛ), сегодня изменила своё отношение к мостовому земледелию и к АМАК-системе в частности? Не верю. Это примерно так же, как поверить тому, что директор конного завода в позапрошлом веке согласился бы построить и внедрить трактор Ивана Ползунова. Все академики-технари воспитаны на тракторах и тракторной технике. Их учили тракторам, диссертации свои они защищали по тракторам, и студентов сельскохозяйственных университетов учат тракторам. Вот такой напрашивается пессимистический конец статьи. Но всё-таки «луч света в тёмном царстве» я вижу. Суть предложения такова: первую АМАК-систему должны сделать не «трактористы», а те, кто имеют «конструкторские жилки», знают современные методы конструирования, новые материалы и основы электроники. Это – выпускники современных технических вузов. Финансирование они могли бы найти либо через Правительство России (молодым финансирование могут дать, старикам – уже не дают) либо найти 50 миллионов рублей у спонсоров (не все же строят яхты и дворцы).

Первую опытную АМАК-систему целесообразно не делать сильно «крутой» и рассчитанную на площадь в тысячу гектаров, можно ограничиться ста гектарами. Можно отказаться (временно) от рельсовых колей и заменить их асфальтобетонными. Можно отказаться (временно) от полной электрификации и применить дизель-генераторы. Можно уменьшить размеры оросительного канала и использовать его только для транспортировки воды, а продукты урожая хранить в стандартных железнодорожных (или морских) контейнерах. В качестве возделываемой культуры целесообразно выбрать гречиху, так как она за один вегетационный период может позволить многократно собирать урожай, доведя его в целом до 5 тонн гречихи с гектара (её максимальная биологическая урожайность, по данным профессора И. Н. Елагина, составляет 20 тонн с гектара). Те, кто возьмутся за строительство первой АМАК-системы не должны её дискредитировать, а всё сделать «по уму».

Где будет построена первая АМАК-системе, мне не известно. Может быть это будет ферма в подмосковьи и сделают её молодые инженеры-выпускники «Бауманки». Может быть её построят где-нибудь на Дальнем Востоке инженеры-выпускники сибирских вузов. Может быть её построят выпускники Алтайского технического университета где-нибудь в Кулундинской степи. Где и кто построит первую АМАК-систему – не знаю. Но знаю точно, и в этом уверен абсолютно, что в будущем производить зерно будут на больших равнинных угодьях с помощью заводского земледелия на основе АМАК-систем: электрифицированных, автоматизированных и обеспечивающих земледельцам высокий комфорт труда – они этого заслужили.

Ю. Жуков, 07.04.2019

Таблица 1

Третий Industrial Robotics Workshop – главное событие промышленной робототехники России

Третий Industrial Robotics Workshop – главное событие промышленной робототехники России. Особенность воркшопа – прикладной характер мероприятия: не очередные дебаты, а совместная разработка конкретных рекомендаций, как эффективно и выгодно роботизировать производство.

Цель мероприятия:
Предоставить промышленным предприятиям все необходимые инструменты для максимально простой и эффективной роботизации собственных производственных мощностей

Читать дальше →

Исследование эффективности совмещенного посева топинамбура, подсолнечника и кукурузы

Совмещенные посевы различных сельскохозяйственных культур используются в аграрной отрасли с давних пор. В современных условиях в связи с возрастанием популярности сберегающих технологий в земледелии и необходимостью развития животноводческого направления сочетание нескольких кормовых культур на одном поле становится все более востребованным.
Совмещенные посевы позволяют повысить эффективность выращивания сельскохозяйственных культур, поскольку при реализации подобной технологии существует возможность увеличить урожайность отдельных растений и получить больший объем зеленой массы для кормовых целей. Помимо этого, одновременный высев нескольких культур способствует рациональному расходованию почвенных и энергетических ресурсов, уменьшению распространенности болезней, улучшению общего состояния растений и повышению качества получаемой продукции.

Читать дальше →