Эффектный выход комбайна NOVA

Вместо предисловия: долгая дорога в поля. История вывода на рынок зерноуборочного комбайна NOVA достаточно интересна и полна неожиданных поворотов, как и человеческая жизнь. Идея разработки такой машины родилась еще в начале 2000-х, но вместо нее появился комбайн 4 класса VECTOR, а также модернизированная «Нива Эффект», и на долгое время разработку отложили.

Ростсельмаш сосредоточился на мощной высокопроизводительной технике, которая подходит крупным сельхозпроизводителям. Однако небольшие фермерские хозяйства нуждаются именно в небольших машинах, причем во многих странах малые хозяйства являются преимущественной формой сельхозпредпринимательства.
В течение последних 15 лет было несколько «подходов» к замене комбайна «Нива-Эффект», но лишь в 2017 г. комбайн NOVA представили на суд экспертов, а продажи начались только в 2018 г. Последняя идея машины базировалась на продукте для всех рынков мира. Но, исследовав рынок Индии, Китая и технический уровень представленных там машин, производитель остановился на варианте более высокого технического уровня с учетом требований европейского рынка. Таким образом, путь в поля зерноуборочного комбайна NOVA оказался длиннее, чем для любой другой машины Ростсельмаш.
Комбайн изначально разрабатывали для стран Ближнего Востока, Азии, Европы, Африки. Хотя и здесь не обошлось без разочарований, связанных с «действиями третьих лиц». Например, одна из стран Северной Африки с большим рынком, внезапно закрыла допуск для иностранных производителей зерноуборочной техники, у стран Ближнего Востока большие проблемы с валютой из-за санкций. Что касается Северной Америки, Ростсельмаш изначально не рассматривал (и не рассматривает) как рынок сбыта для NOVA. И все же…

NOVA удалась

Самый верный показатель удачной разработки — рост количества заказов в последующие после премьерного годы. К некоторому удивлению (и безусловному удовлетворению) производителя в 2019 г. спрос на зерноуборочный комбайн NOVA превзошел ожидания. Причем есть несколько интересных, а местами даже забавных, моментов.
Во-первых, большинство покупателей «отслеживали комбайн» от идеи и до запуска в производство, целенаправленно искали в сети Интернет новости о NOVA, и приобрели машины сразу после проявления их в продаже. Во-вторых, как выяснилось, некоторые аграрии с нетерпением ожидали NOVA потому, что им понравился дизайн. Например, фермеры Польши воспринимают машину как «свою» — ее цвета «повторяют» флаг государства, да и название, с их точки зрения, звучит очень «по-польски».
В 2018 г. европейские аграрии купили несколько десятков машин. В этом году европейские дилеры вдвое увеличили свои закупки. Среди них Польша, Литва, Словакия, Болгария, Румыния, Молдова. Аналогичная ситуация по планам компании должна сложиться и для стран Азии и Ближнего Востока.
Российские фермеры, как правило, приобретают VECTOR или ACROS, но с выходом NOVA ситуация может измениться. Этому может способствовать большой парк старых комбайнов Нива, Енисей и даже Дон-1500.
Судя по диалогам на профильных форумах, наши аграрии тоже заинтересованы в компактных комбайнах. После начала продаж в прошлом году заработало сарафанное радио, и, похоже, люди в NOVA поверили — и фермеры, и дилеры. В этом году Ростсельмаш получил заказ на более чем 150 машин. Конечно, цифра выглядит скромной, тем не менее, это 2,7% от всех отгруженных в России за 2018 г. комбайнов (и отечественных, и импортных).

Что привлекло сельхозпроизводителей в зерноуборочном комбайне NOVA (помимо дизайна, разумеется)? Если основываться на оценках владельцев, получается так:
• очень производительный для своего класса — сравним с «Дон 1500», примерно на 20% производительнее, чем «Нива-Эффект»;
• современный и комфортный (кабина с кондиционером и пр.), но понятный;
• удобный в обслуживании;
• за счет высокого клиренса эффективен на пересеченной местности;
• может работать с широкими жатками;
• есть разное исполнение для работы с соломой;
• экономичнее, чем «Дон», расход топлива примерно 2 кг/т, бака хватает на весь рабочий день с запасом.
И еще NOVA — самый доступный по цене приобретения и стоимости содержания зерноуборочный комбайн среди реальных аналогов.

Перспективы машины выглядят позитивно. NOVA получилась действительно интересной, и в следующей публикации мы расскажем о комбайне подробно.

NOVA: зерноуборочный комбайн по средствам

NOVA — зерноуборочный комбайн 3 класса с классическим МСУ, впрочем, по производительности приближается к 4 классу. Поэтому начнем обзор именно с решений, которые определяют повышенную эффективность ЗУК.
Для комбайна была разработана компактная молотилка с приемным ускоряющим битером, барабаном диаметром 600 и шириной 1185 мм с двухсекционным подбарабаньем и отбойным битером. Ее отличие от аналогичных агрегатов заключается в том, что угол сектора охвата молотильного барабана подбарабаньем составляет целых 154 градуса, за счет чего NOVA получила площадь обмолота в 0,93 м2 — самый высокий показатель среди машин-одноклассниц.
Молотилка обеспечивает бережный обмолот вороха даже в тонком слое. Узел конструктивно прост, а секции деки взаимозаменяемы, что позволяет продлить срок их службы.
Сепаратор остаточного зерна из вороха — четырехклавишный соломотряс площадью 4,3 м2 (длина клавиш 3600 мм). Здесь хорошо продуманы амплитуда колебаний и высота перепадов «ступеней», что обеспечивает тщательное «вытряхивание» семян из соломы.
Очистка у NOVA тоже впечатляет. Площадь однокаскадной двухрешетной системы составляет 3,59 м2 — один из лучших показателей среди комбайнов этого класса. Большая высота перепада между каскадами, регулируемый поток воздуха обусловливают тщательную очистку зерна перед выгрузкой в бункер. Обратите внимание: в комбайне нет автономного домолачивающего устройства, необмолоченный колос возвращается в молотилку. Упростить конструкцию позволила сама молотилка: она эффективна (возврат невелик) и производительна (риск перегрузки крайне мал).

Наклонная камера, адаптеры, подача

Транспортерная наклонная камера нового поколения имеет достаточную механическую прочность и грузоподъемность для агрегатирования комбайна NOVA с адаптерами шириной до 7 м. Узел оснащен системой копирования рельефа, функцией ручного реверса, камнеуловителем и обеспечивает быстрое и равномерное перемещение сжатого вороха к МСУ. Для удобства оценки состояния агрегата предусмотрены смотровые лючки. Для облегчения присоединения жаток можно дооснастить узел единым гидроразъемом.
В базовой комплектации NOVA предлагают с универсальными зерновыми жатками Power Stream шириной 4, 5, 6 или 7 метров на выбор. Эти агрегаты оснащены режущей системой с планетарным редуктором «шумахер» с частотой движения ножей 1140 ходов в минуту, гидравлическим приводом мотовила (синхронизация скорости вращения мотовила со скоростью движения комбайна). Опционально можно установить на жатку стеблеподъемники.
Также предлагаются жатки низкого среза Float Stream 500 (низкорослые хлеба, зернобобовые и пр.), адаптер для уборки кукурузы Argus 570 и подсолнечника Falcon 670, подборщик Swa Pick 340. Транспортная тележка доступна тоже опционально.

Бункер и выгрузка

Емкость зернового бункера комбайна составляет почти 5 кубометров, точнее (4 900 л). В базовой комплектации есть пробоотборник и датчик заполнения. Выгрузка зерна — удобная и быстрая: высота выгрузки 4 м и шнек длиной 4,1 м с гидравлическим выносом обеспечивают беспроблемное взаимодействие с любым транспортом. Максимальная скорость выгрузки — 50 л/с, что позволяет опустошить бункер за 2 минуты. Выгрузное устройство укомплектовано жалюзи (в бункере), с помощью которых регулируется скорость подачи зерна (в зависимости от влажности и типа культуры).

Обращение с соломой

Благодаря применению на комбайне классического МСУ на выходе мы имеем высококачественную солому, пригодную для использования в животноводстве. Комбайн предлагают в трех вариантах исполнения: с ИРС (для измельчения и формирования мульчи) и валкоукладчиком; с копнителем на 9 кубометров; также есть капотный вариант для прямого схода соломы с клавиш на стерню.
На измельчающем барабане установлено 44 износостойких ножа, скорость вращения устройства — 3000 об/мин, что обеспечивает тщательное измельчение соломы. Для работы с грубостебельными культурами предлагается устройство понижения скорости вращения до 1700 об/мин. Включение и отключение ИРС осуществляется вручную кулачковой муфтой за несколько секунд.

Силовая установка и ходовая часть

На комбайн NOVA 340 ставят двигатель YaMZ 534 мощностью 180 л. с. (экологический статус Stage IIIa) — это современный экономичный турбированный мотор с электронным управлением впрыска и системой контроля расхода топлива. Запас крутящего момента — 20% — помогает в сложных условиях. Трансмиссия гидростатическая, КПП с 3 передачами. Также доступна версия машины с полным приводом. На комбайн NOVA 320/330 устанавливаются двигатели Cummins мощностью 167 и 175 л. с. соответственно (также отличается и экологический стандарт Stage II/Stage IV).
Понятно, что расход топлива зависит от типа убираемой культуры, условий жатвы и мастерства оператора. В принципе, для ориентировки можно использовать данные МИС. Так, на высокосоломистой пшенице средней урожайностью 55 ц/га расход составил всего 1,4 кг/т (а производительность свыше 13 т/ч). На сое средней урожайностью порядка 29,5 ц/га на переувлажненной почве (свыше 28%) расход топлива составил 5,35 кг/т. На рапсе средней урожайностью 13 ц/га расход топлива составил 5,61 кг/т (производительность 4,09 т/ч).
В любом случае, несложные расчеты позволяют сделать вывод о том, что на одной заправке бака емкостью 300 л можно работать вплоть до двух смен. Состоявшиеся владельцы указывают, что средний расход топлива составляет порядка 2 л/т, и бака хватает на весь день с запасом.
Одна из особенностей комбайна — высокий клиренс (500 мм), благодаря чему машина хорошо показывает себя там, где необходимо преодолевать неровности, съезды и пр. За счет расширенных возможностей по выбору типоразмеров шин (ведущие — 23,1-26; управляемые — 18,4R24) комбайн отлично подходит для работы в регионах, практикующих поливное земледелие, будет интересен также для хозяйств с возделыванием сои и риса.
NOVA компактна и обладает хорошей маневренностью. При габаритных размерах (без жатки) 7 945 / 3 400/ 3 963 колесная база составляет 3600 мм (колея ведущих колес — 2770 мм), а радиус разворота — 7,5 м. Отличный вариант для мелкоконтурных полей.

Условия для работы

Все обслуживаемые узлы и точки смазки расположены в прямом доступе, за счет этого полноценное ЕТО (без заправки) требует всего порядка 10 минут (при комплектации компрессором). Компрессор с ресивером на 110 л — опция, устанавливаемая на заводе.
Несмотря на скромные размеры машины, на ней стоит двухместная кабина Comfort Cab с современными средствами управления и информационно-голосовой системой Adviser II. Конструкция кабины обеспечивает хорошую обзорность и шумоизоляцию.
Традиционно в базовой комплектации есть кондиционер, отопитель, холодильная камера, аудиоподготовка.

Вместо резюме. Зерноуборочный комбайн NOVA — удачная машина, которую фермеры ждали давно. Она совместила в себе простоту, функциональность и современный уровень комфорта, что служит приятным бонусом к высокой производительности. Чувствуется, что даже в производстве комбайнов самого малого класса Ростсельмаш подошел с большим вниманием ко всем требованиям клиентов. Приятно, что NOVA стала еще и самой доступной по цене среди реальных аналогов. Пожалуй, стоит также напомнить, что у Ростсельмаш — самая большая сеть дилерских и технических центров. Учитывая, что малые хозяйства, как правило, не имеют возможности организовать полноценную инженерно-техническую службу, близость поддержки для них особенно важна. Узнать подробности и выяснить условия приобретения комбайна NOVA можно у любого дилера производителя или на сайте Ростсельмаш.
www.rostselmash.com

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.