Царство стартапов. Как в сельском хозяйстве внедряют новые технологии и где берут на это деньги

Российские агрохолдинги открывают для себя мир стартапов. До инвестирования, создания специальных частных фондов и миллиардных экзитов дело еще не дошло, но крупные производители уже вовсю участвуют в разработках новых технологий и сами вкладываются в исследования. Для чего российскому АПК повальная автоматизации всех процессов, разбирался корреспондент журнала «Агротехника и технологии».




Стартап — это, как правило, годы разработок без копейки прибыли. В IT это стало практически стандартом индустрии, а вот в сельском хозяйстве такой принцип приживается сложно, ведь «отбиваются» агарные проекты очень долго. Например, окупаемость молочного производства может составлять 7-10 лет, а мясного — до 15 лет, если речь идет о производстве очень качественной говядины с выстраиванием с нуля всей технологической цепочки.

В таких условиях спонсировать чьи-то разработки, на которые не будет гарантированного спроса после выхода на рынок, никому не хочется. В среднем на акселерацию стартапа в растениеводстве нужен минимум один год. После этого технология должна будет работать в тестовом режиме. А потом еще некоторое время уйдет на доработку продукта по требованиям клиентов, потому как на практике всегда возникают непредвиденные проблемы.

Однако именно стартапы, а не агрохолдинги, станут королями сельского хозяйства в ближайшем будущем. В PricewaterhouseCoopers считают, что в России минимальный экономический эффект от внедрения новых технологий в сельском хозяйстве может достичь к 2025 году 469 млрд рублей. Поэтому в нашей стране аграрных стартапов становится все больше, а их разработки уже способны оставить фермы без единого сотрудника.

Работа на крупных

Сельское хозяйство в России до сих пор технологически отстает от западных стандартов производства. Конечно, крупные агрохолдинги со своими исследовательскими центрами не в счет — там как раз с инновациями все в порядке. «Многие агрохолдинги в России имеют так называемые in house разработки, то есть нанимают в свой штат ученых и инженеров для работы над новыми проектами», — рассказывает руководитель центра компетенций в агропромышленном комплексе KPMG в России и СНГ Виталий Шеремет.

Часто все те же агрохолдинги являются главными клиентами новых стартапов в сельском хозяйстве и дают рекомендации по их разработкам. К примеру, в группе компаний «АгроТерра» сотрудничают со стартапами и помогают им доводить до ума свои продукты. C 2015 года Исследовательский центр «АгроТерры» протестировал 262 элемента технологий и 95 сортов культур.

«Мы выступаем инфраструктурным партнером и фактически даем молодым разработчикам возможность испытывать свои технологии на наших опытных полях и привлекаем своих экспертов. Они дают рекомендации по удобству использования продукта, желательным функциям и тому, как его сделать масштабируемым. Например, в 2017 году мы запустили пилотный проект с израильским разработчиком платформы для расчета доз удобрений SMART! Fertilizer. Мы помогли собрать реальные производственные данные для калибровки российских моделей определения потребности в удобрениях культур. Увидели, что на этапе эксперимента урожайность сои выросла на 15%, а маржинальность — на 5%. В этом году работа с агростартапами продолжается. Сейчас помимо исследования элементов технологии и лучших сортов на экспериментальных полях тестируем углубленную интерпретацию данных гиперспектральной аэрофотосъемки с компанией “АгроДронГрупп”», — рассказывает директор по инновациям группы компаний «АгроТерра» Станислав Шишов.

Однако пока ни «АгроТерра», ни другие агрохолдинги не выступают в качестве инвесторов и тем более не покупают стартапы. По наблюдениям Виталия Шеремета, между стартаперами и аграриямии необходимый уровень доверия только выстраивается, и в АПК инвестировать в сторонние компании все еще не принято. Поэтому метод работы с новыми технологиями по примеру «АгроТерры» сейчас наиболее популярен. К тому же большинство участников рынка ориентируются именно на больших игроков. С ними проще работать — объем закупок всегда большой, а технологии лучше приживаются.

Так, компания «Ростсельмаш» устанавливает свои системы динстанционного мониторинга только на высокопроизводительные модели комбайнов, причем делает это бесплатно. Данные системы позволяют владельцам хозяйств в режиме реального времени отслеживать, что происходит с их агромашинами, в реальном времени и контролировать расход топлива, работу операторов и сбор урожая. «Пока мы оборудуем такими системами только мощные модели, потому что в основном это нужно крупных хозяйствам, а владельцы маленьких ферм и так знают, где находится их техника. На данный момент системами дистанционного мониторинга оборудовано 2 тыс. агромашин», — поясняет совладелец компании «Ростсельмаш» Константин Бабкин.

Для крупных клиентов важно, чтобы все данные удобно интегрировались с используемым в компаниях софтом для бухгалтерского учета, поэтому сейчас «Ростсельмаш» работает над интеграцией этих систем с 1С.

«Если производство крупномасштабное, то целесообразно уменьшать использование ручного труда и повышать автоматизацию, что приведет к повышению качества продукции и уменьшению количества брака. В небольших компаниях со средними и малыми объемами производства для сокращения инвестиционных затрат частично может использоваться ручной труд», — объясняет концентрацию автоматизации в крупных хозяйствах генеральный директор «Интеграгро» (разработка и реализация комплексных проектов для АПК) Екатерина Бабаева.

Ограничивающим фактором перед установкой автоматизации является стоимость оборудования. Например, стоимость автоматизированных линий для овощехранилища, по оценкам Екатерины Бабаевой, колеблется от 50 до 350 тыс. евро. Цена зависит от комплектности линий и глубины автоматизации, поясняет она. В компании «Интерагро» отмечают, что даже несмотря на то, что стоимость оборудования варьируется, данные решения могут позволить себе как крупные хозяйства, так и небольшие компании.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.